Порядок проведения выемки и осмотра.
Выемка - это мероприятие, которое часто приводит к конфликту с проверяющими. Чтобы она прошла спокойно и без нарушений, важно знать правила, по которым она проводится.
В ходе выездной проверки изъять документы и предметы могут по нескольким причинам. Например, если у инспекторов есть обоснованные подозрения, что налогоплательщик скроет их, уничтожит или заменит.
Выемку проводят в присутствии налогоплательщика и с понятыми. Изъятые документы и предметы описывают в протоколе, копию которого вам должны вручить. Вместо изъятых оригиналов документов вам выдадут их заверенные копии.
Провести выемку инспекция может во время выездной налоговой проверки, но только в тех случаях, которые определены в Налоговом кодексе РФ.
Инспекция может провести выемку в следующих случаях:
- налогоплательщик не представил в срок копии документов по требованию. Инспекция может расценить это как попытку уничтожить или скрыть документы, что дает ей право их изъять (пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89, п. 4 ст. 93 НК РФ);
- у инспекторов есть обоснованные подозрения, что нужные им документы налогоплательщик может уничтожить, скрыть, изменить. Причем в этом случае инспекторы не обязаны выставлять требование о представлении документов и ждать, когда закончится срок на его исполнение (пп. 3 п. 1 ст. 31, п. 14 ст. 89, п. 8 ст. 94 НК РФ);
- чтобы провести экспертизу документов, если для нее недостаточно копий и нужны оригиналы. При этом необязательно, чтобы налогоплательщик хотел скрыть, уничтожить или изменить эти документы. Вполне достаточно того, что проверяющим нужно провести экспертизу (п. 8 ст. 94 НК РФ, Постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № 18120/10).
Может ли инспекция проводить выемку при камеральной проверке.
Путаница в этом вопросе возникла из-за противоречия норм Налогового кодекса РФ. Так, в пп. 3 п. 1 ст. 31 НК РФ сказано о том, что у налоговых органов есть право проводить выемку документов при проведении налоговых проверок. При этом не уточняется, каких именно проверок. Аналогично - в п. 4 ст. 93 НК РФ.
Однако в специальной норме в п. 1 ст. 94 НК РФ прямо сказано, что выемка возможна на основании мотивированного постановления должностного лица налогового органа, которое проводит выездную проверку.
Полагаем, что специальная норма имеет приоритет над общими.
В то же время в рекомендациях по проведению камеральных проверок ФНС России указывает, что в случае непредставления в срок документов по требованию инспектор проводит их выемку (п. 2.8 Письма ФНС России от 16.07.2013 N АС-4-2/12705).
Если инспекция проводит у вас выемку во время камеральной проверки, вы можете обжаловать ее действия.
Перед выемкой инспектор должен показать вам соответствующее постановление и разъяснить ваши права и обязанности (п. п. 1, 3 ст. 94 НК РФ). Заранее сообщать вам о выемке инспекторы не обязаны.
Затем он предложит вам добровольно выдать нужные документы и предметы. Если вы откажетесь, то инспектор вправе изъять их принудительно, вскрывая помещения и места, где они могут храниться (п. 4 ст. 94 НК РФ).
Выемка проходит в вашем присутствии с участием минимум двух понятых (п. 3 ст. 94, п. 2 ст. 98 НК РФ).
В процессе изъятия инспекторы нумеруют и сшивают документы. Сшивки вас попросят заверить подписью и печатью (если вы пользуетесь ею) (п. 9 ст. 94 НК РФ).
Все изъятые документы и предметы инспекторы должны подробно описать в протоколе выемки (или в прилагаемых к нему описях) (п. 7 ст. 94 НК РФ).
Что должно быть указано в постановлении о выемке.
Постановление о выемке - это документ, который дает инспекторам право ее провести. Инспектор, который проводит выездную проверку, сам выносит это постановление, но утвердить его должен начальник инспекции либо его заместитель (п. 1 ст. 94 НК РФ).
Постановление вам должны вручить. Проверьте, чтобы в нем было указано основание для выемки.
Для проведения выемки недостаточно лишь подозрений инспекторов о том, что налогоплательщик может уничтожить, скрыть или заменить документы. Налоговый орган должен при необходимости это чем-то подтвердить.
Такой подход встречается в некоторых судебных решениях (Постановления АС Центрального округа от 12.02.2019 № Ф10-6195/2018, ФАС Московского округа от 19.09.2013 № А40-150985/12-140-1096). Хотя, по мнению налоговых органов, доказывать угрозу уничтожения (замены, скрытия) документов в постановлении они не должны (Письмо ФНС России от 15.03.2012 № АС-4-2/4378).
Если документы изымают для проведения экспертизы, то в постановлении достаточно указать только это. Доказывать угрозу уничтожения (замены, скрытия) документов инспекторам не нужно (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.04.2011 № 18120/10).
Также в постановлении должно быть указано:
- какие именно документы и предметы будут изымать инспекторы. Помните, что они не могут забрать у вас документы (предметы), которые не имеют отношения к проверке (п. 5 ст. 94 НК РФ);
- адрес помещения (территории), где будет проходить выемка, название вашей организации (Ф.И.О. ИП), ИНН, КПП;
- Ф.И.О., должность и подпись инспектора, который вынес постановление.
В выемке должно участвовать минимум двое понятых (п. 3 ст. 94, п. 2 ст. 98 НК РФ).
Понятыми могут быть любые не заинтересованные в исходе дела люди (п. 3 ст. 98 НК РФ).
Понятые должны наблюдать за ходом выемки и подтверждать изъятие документов и предметов. Если нужно, они могут делать замечания, которые инспекторы должны заносить в протокол (п. 9 ст. 94, п. 5 ст. 98 НК РФ).
Поэтому если инспекторы приглашают понятых только в начале выемки или только в конце, когда уже подписывают протокол, то это нарушение.
Как проходит изъятие документов и предметов.
Изымать документы (предметы) инспекторы могут только с 6 до 22 часов. Ночью выемку делать нельзя (п. 2 ст. 94 НК РФ, п. 9.2 Письма ФНС России от 17.07.2013 N АС-4-2/12837).
Однако оформить протокол выемки после 22 часов можно. Время на его оформление, внесение замечаний и подписание не входит во время выемки (Письмо Минфина России от 05.10.2017 N 03-02-08/64830).
Документы и предметы, которые инспекторы изымают, они должны показать вам, понятым и другим лицам, которые участвуют в выемке (п. 9 ст. 94 НК РФ).
Если изымают оригиналы документов, то инспекторы должны снять с них копии, заверить и передать вам. Сделать это они должны сразу при изъятии, а если такой возможности нет, то в течение пяти рабочих дней после изъятия (п. 6 ст. 6.1, п. 8 ст. 94 НК РФ).
Изъятые документы прошивают и нумеруют. Сшивки вас попросят подписать и заверить печатью (если вы пользуетесь ею) (п. 9 ст. 94 НК РФ).
Все изъятые документы и предметы инспекторы должны подробно описать в протоколе. Если в протоколе не хватает места, то к нему прикладывают дополнительные описи (п. 7 ст. 94 НК РФ).
Как должен быть оформлен протокол выемки.
Протокол инспекторы должны составить по форме, которая приведена в Приложении N 24 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 N ММВ-7-2/628@.
Проверьте, чтобы все изъятые документы и предметы они внесли в протокол или в прилагаемую к нему опись (п. 7 ст. 94 НК РФ).
Просите, чтобы инспекторы по возможности подробно описывали изымаемые документы, а не так, например: "Папка N 20. Договоры". Иначе вы не сможете потом доказать, что тот или иной документ у вас изъяли.
Также проследите, все ли ваши замечания, замечания понятых и других участников выемки инспекторы внесли в протокол. Они должны это делать (п. 3 ст. 99 НК РФ).
Копию протокола вам должны вручить под подпись или отправить почтой (п. 10 ст. 94 НК РФ).
Как налоговая инспекция проводит осмотр территорий, помещений, документов и предметов.
С 1 апреля 2020 г. меняется порядок проведения осмотра налоговым органом территории, помещений проверяемого лица. См. п. 32 ст. 1, ч. 4 ст. 3 Федерального закона от 29.09.2019 N 325-ФЗ.
Инспекторы в ходе налоговых проверок вправе проводить осмотр ваших помещений, территорий, документов и предметов.
В основном осмотр проводят при выездных проверках. Однако в исключительных случаях его могут провести и при камеральной проверке вашей декларации по НДС.
При осмотре проверяющие должны соблюсти ряд требований. Если есть существенные нарушения, вы можете оспорить его результаты как доказательство чего-либо.
В некоторых случаях инспекция может проводить осмотр вне рамок налоговой проверки.
Осмотр при камеральной проверке.
При камеральной проверке осмотр, как правило, не проводится. Однако из данного правила есть исключения.
Данное мероприятие налогового контроля проверяющие должны провести по установленному порядку.
Если вы без оснований не дадите проверяющим провести осмотр, они составят акт о воспрепятствовании доступу.
В каких случаях налоговая инспекция может провести осмотр помещений, территорий, документов и предметов при камеральной проверке.
Инспекция вправе провести осмотр ваших помещений, территорий, документов и предметов при камеральной проверке декларации по НДС (первичной или уточненной), если (п. 1 ст. 92 НК РФ):
- в декларации вы заявили возмещение налога из бюджета;
- проверяющие выявили противоречия в вашей декларации либо расхождения с отчетностью ваших контрагентов, которые свидетельствуют о занижении НДС к уплате (завышении налога к возмещению).
Иных оснований для осмотра при камеральной проверке в НК РФ нет.
Как налоговая инспекция проводит осмотр помещений, территорий, документов и предметов при камеральной проверке.
Осмотреть ваши помещения (территории, документы, предметы) проверяющие вправе, только если есть мотивированное постановление, которое утверждено начальником инспекции (его заместителем). Также проверяющие должны предъявить свои служебные удостоверения (п. 1 ст. 91, п. 1 ст. 92 НК РФ).
Осматривать могут производственные, складские, торговые и любые другие помещения и территории, которые вы используете для извлечения дохода или которые связаны с содержанием объектов налогообложения, независимо от того, где они находятся (пп. 6 п. 1 ст. 31, п. 13 ст. 89 НК РФ).
Жилые помещения в общем случае могут осматривать только с согласия тех, кто в них проживает (п. 5 ст. 91 НК РФ).
При осмотре должны присутствовать как минимум двое понятых. Ими могут быть любые не заинтересованные в результатах проверки физлица (например, работники соседнего офиса). Должностным лицам налоговых органов понятыми быть нельзя (п. 3 ст. 92, ст. 98 НК РФ).
Также при осмотре могут присутствовать представители вашей организации (ИП или его представители) и привлеченные инспекцией независимые специалисты (п. 3 ст. 92, ст. 96 НК РФ).
Во время осмотра налоговые инспекторы могут вести фото- и видеосъемку, снимать копии с документов или производить иные необходимые действия (п. 4 ст. 92 НК РФ).
В ходе осмотра ведется протокол. В конце осмотра все участники должны с ним ознакомиться. Каждый участник вправе делать замечания, которые должны внести в протокол или приложить к нему. Если замечания оформляются отдельно, то в протоколе должна быть отметка об их приобщении. После этого все участники подписывают протокол (п. 5 ст. 92, п. п. 3, 4 ст. 99 НК РФ).
Если осмотр провели с нарушениями, то вы можете оспорить его результаты в качестве доказательства чего-либо. Так, по нашему мнению, результаты осмотра не могут быть надлежащим доказательством, если (п. 4 ст. 101 НК РФ):
- на осмотре не присутствовали понятые;
- понятыми были сотрудники инспекции;
- нет протокола осмотра.
Если же проверяющие допустили незначительные нарушения при осмотре (например, несущественная описка в протоколе), то оспорить его результаты вряд ли получится.
Осмотр при выездной проверке.
При выездной проверке проверяющие могут осмотреть ваши помещения, территорию, документы и предметы, если это нужно для полноты проверки (п. 1 ст. 92 НК РФ).
Порядок проведения осмотра такой же, как и при камеральной проверке. Единственное отличие - в данном случае не требуется мотивированное постановление. То есть проверяющим достаточно предъявить решение о проведении выездной проверки и их служебные удостоверения (п. 1 ст. 91, п. 1 ст. 92 НК РФ).
Если вы без оснований не дадите проверяющим провести осмотр, они составят акт о воспрепятствовании доступу.
Требования к протоколу осмотра помещений, территорий, документов и предметов.
Форма протокола осмотра приведена в Приложении № 16 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@. Он должен быть составлен на русском языке и в нем должны быть указаны (ст. 99 НК РФ): его наименование; место и дата составления протокола; время начала и окончания осмотра; должность и Ф.И.О. того, кто составил протокол; Ф.И.О. каждого лица, которое участвует в осмотре (в том числе понятых и специалистов); сведения об осматриваемых помещениях (территориях, документах и предметах); подробное описание результатов осмотра; все замечания, которые в ходе осмотра делали участники; информация о приобщении к протоколу фотографических снимков и негативов, видеозаписей и других материалов, которые получены в ходе осмотра (если они есть); подписи всех лиц, которые участвовали в осмотре.
Акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц налоговой инспекции.
Акт о недопуске составляется проверяющими, когда вы необоснованно не пускаете их на свою территорию (в нежилое помещение). Его составление может повлечь негативные последствия. Например, инспекция может посчитать ваши налоги расчетным методом (что может привести к существенным доначислениям), а также привлечь вас к административной ответственности.
В каких случаях налоговый орган составляет акт о воспрепятствовании доступу его должностных лиц.
Инспекция составит акт о недопуске, если вы не пустите проверяющих на свою территорию или в нежилое помещение для проведения (ст. 91 НК РФ):
- выездной проверки или мероприятий налогового контроля в рамках этой проверки. Если у вас отсутствует помещение, чтобы разместить проверяющих, то попросите инспекцию провести проверку в ее помещении. Но в этом случае вам придется подготовить проверяющим значительный объем копий ваших документов (п. 1 ст. 89, , 2 ст. 93 НК РФ);
- осмотра ваших территорий, помещений, документов (предметов) при камеральной проверке декларации по НДС (п. 1 ст. 92 НК РФ).
При этом для доступа на вашу территорию (в нежилое помещение) проверяющие должны одновременно выполнить следующие требования (п. п. 1, 3 ст. 91 НК РФ):
- предоставить основание для допуска:
- решение о проведении выездной проверки;
- мотивированное постановление о проведении осмотра в рамках камеральной проверки по НДС.
При этом данные документы должны быть составлены без каких-либо нарушений;
- предъявить действующие служебные удостоверения. Сверьте данные о проверяющих в решении (постановлении) и сведения из служебных удостоверений. Они должны совпадать.
Как составляется акт о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа.
Акт составляет руководитель проверяющей группы (бригады) и он же подписывает его.
Вы (ваш представитель) можете как подписать этот акт, так и не подписывать. Во втором случае инспектор делает в акте соответствующую запись (п. 3 ст. 91 НК РФ).
Но если вы внесли в акт замечания, его лучше подписать. Так вы сможете подтвердить, что у вас были замечания при составлении акта, и сможете в дальнейшем на это ссылаться (например, при оспаривании административного штрафа).
Проверяющие не должны составлять акт, когда:
- они не соблюли все требования п. п. 1, 3 ст. 91 НК РФ. Если такие условия не соблюдены, то вы правомерно не пустили проверяющих на свою территорию (в нежилые помещения);
- вы не препятствовали доступу, но налоговые инспекторы по каким-то причинам не смогли попасть на территорию (в нежилые помещения). Например, они пришли к вам в офис, но он был закрыт, поскольку вы в этот день проводили выездной семинар. Это нельзя считать воспрепятствованием, поскольку вы не предпринимали активных действий (Постановление ФАС Северо-Западного округа от 29.01.2014 № Ф07-11077/2013);
- пришли для выемки документов (предметов) в рамках выездной проверки. Даже если вы отказались предоставлять налоговым инспекторам доступ, они, как правило, не станут составлять акт. Проверяющие в этом случае могут самостоятельно получить доступ в ваши помещения (п. 4 ст. 94 НК РФ);
- вы отказались пустить их в жилые помещения. Чтобы проверить жилье, инспекторам нужно или согласие всех проживающих в нем, или решение суда (п. п. 3, 5 ст. 91 НК РФ).
Если же они такой акт все равно составили, то укажите в нем причину, по которой не пустили проверяющих (одну из перечисленных выше или иную причину).
Последствия составления акта о воспрепятствовании доступу должностных лиц налогового органа.
Составление проверяющими акта об их недопуске на вашу территорию (в нежилое помещение), если вы необоснованно их не пустили, может повлечь:
- продление выездной налоговой проверки, если в ходе этой проверки вы не пустили к себе проверяющих (п. 6 ст. 89 НК РФ, пп. 6 п. 2 Приложения N 6 к Приказу ФНС России от 07.11.2018 № ММВ-7-2/628@);
- приостановление срока давности привлечения к налоговой ответственности;
- выемку документов и предметов (п. 2.4 Письма ФНС России от 25.07.2013 № АС-4-2/13622);
- расчет инспекцией налогов к уплате расчетным путем на основании тех данных, которые у нее есть. При этом вычеты по НДС вам инспекция не посчитает (пп. 7 п. 1 ст. 31, п. 3 ст. 91 НК РФ, п. 8 Постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57);
- привлечение к административной ответственности организации, ее должностных лиц или ИП.
Административная ответственность за воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа.
За незаконное воспрепятствование доступу должностных лиц налогового органа на вашу территорию или в нежилое помещение вас могут привлечь к административной ответственности в виде:
- штрафа за отказ в ходе налоговой проверки в доступе к осмотру производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий в размере 10 000 руб. (примечание к ст. 2.4, ст. 19.7.6 КоАП РФ);
- штрафа за препятствование доступу в остальных случаях (примечание к ст. 2.4, ч. 1 ст. 19.4.1 КоАП РФ):
- на юридических лиц - от 5 000 руб. до 10 000 руб.;
- на руководителя (иное должностное лицо) или ИП - от 2 000 руб. до 4 000 руб.